В ожидании праздника: 5 музыкальных спектаклей

16.12.2022

0
Колядки, безумные маскарады и грандиозные балы
Знаменитый балет Петра Чайковского «Щелкунчик» уже стал символом Нового года. Даже если вы никогда не смотрели его в театре, то точно слышали музыку из него. Но «Щелкунчик» — не единственная новогодняя история на сценах музыкальных театров. Рассказываем, куда еще отправляться за праздничным настроением.

«Ночь перед Рождеством»: опера по мотивам Гоголя

Сцена празднования Рождества на генеральном прогоне оперы «Ночь перед Рождеством» на музыку и либретто Николая Римского-Корсакова в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Алексей Даничев, РИА Новости
Знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя в основе либретто, зарождающееся влияние романтизма и стремление к сказочности, отсылки к «Руслану и Людмиле» Глинки — так появилась опера-сказка Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Композитор очень тонко чувствовал связь музыки и слов, что придало произведению эмоциональной яркости.
Действие оперы начинается с волшебства: из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки. Потом к ней является Черт, недовольный тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь. Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэтом и улетают. Но похищение месяца — не центральная история. Основная история — любовная: Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и вокруг этой влюбленности разворачивается повествование. Во время колядки Оксана замечает на одной из девушек черевички и жалуется, что никто ей такие не подарит. В ответ Вакула вызывается достать Оксане черевички, да не простые, а как у самой царицы.
Конец оперы, конечно же, счастливый: Вакула достает черевички и, так как это опера-сказка про любовь, в конце возвышенные любовные сцены удачно чередуются с бытовыми зарисовками — например, замечательным «Дуэтом двух баб». А заканчивается опера большой хоровой сценой, которая была написана Римским-Корсаковым в память о Гоголе.

«Снегурочка»: четвертый балет Чайковского

Фрагмент из балета «Снегурочка» на сцене Кремлевского дворца © Владимир Песня, РИА Новости
Петр Чайковский написал музыку к трем балетам: «Лебединому озеру», «Спящей красавице» и «Щелкунчику». Но есть еще один балет, полный праздничного настроения, который часто называют четвертым балетом Чайковского. Речь о «Снегурочке», партитура которой собрана из разных произведений Петра Ильича. Среди них Первая симфония, соната для фортепиано, несколько романсов и музыка к одноименной пьесе Островского.
События этой сказочной истории происходят в царстве Берендея: тут народное веселье, танцуют парни и девушки, скоморохи развлекают народ. В этот веселый мир из зимнего леса Деда Мороза и попадает Снегурочка. Она очарована жизнью людей, и ей хочется самой познать прелести дружбы и любви.

Опера-феерия «Рождественская сказка»

Сцена из оперы «Рождественская сказка» © Мариинский театр
«Рождественская сказка» — это яркая интерпретация знаменитого сюжета о двенадцати месяцах, который композитор Родион Щедрин вписывает в современные реалии. Главная героиня все так же ищет в лесу цветы, только не подснежники, а фиалки. А мачеха и злая сестрица мечтают не только о золоте, но и о яхтах. Но, как и в первоисточнике, волшебники-месяцы помогают героине и добро, как всегда, торжествует.
Авторы спектакля виртуозно соединяют сказочное и современное. Это выражается и в музыке, где Щедрин чередует разговорные фрагменты и сложные вокальные партии, и в визуальных решениях постановки. Яркие наряды и сказочные элементы декора сочетаются с плазменными экранами. А у каждого из двенадцати месяцев свой неповторимый стиль и собственная приветственная ария.

«Летучая мышь»: оперетта с маскарадом

Сцена из оперетты «Летучая мышь» © jjsala from Houston, CC BY 2.0, Wikimedia Commons
Бал-маскарад с неожиданными поворотами и розыгрышами, где под масками может скрываться кто угодно, а героям предстоит разобраться со своими чувствами — идеальный выбор, чтобы поймать праздничное настроение. И все это — в сопровождении музыки Иоганна Штрауса, которую отличает атмосфера радости и предвкушения новых впечатлений.
Впервые «Летучую мышь» поставили в 1874 году в венском театре «Ан дер Вин». Директор театра искал сюжет для нового спектакля и раздумывал над водевилем «Новогодний вечер», который ему предложили либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви. Но это была переделка фарса «Тюремное заключение», который уже ранее шел в театре. Директор отдал черновик либретто молодому композитору Иоганну Штраусу, и он пришел в восторг от этой истории. Штраус дорабатывает либретто и быстро, за полтора месяца, пишет музыку к оперетте. Зрители встретили «Летучую мышь» благосклонно, театры включили ее в свой репертуар, и с течением лет она только увеличивала свою славу.

«Золушка»: сказочный балет о чуде

Солистка Мариинского театра Анастасия Смирнова и солист Михайловского театра Иван Зайцев в сцене из балета «Золушка» © Григорий Сысоев, РИА Новости
Хотя история Золушки не имеет прямого отношения к Новому году и Рождеству, она все равно про праздник, ожидание чуда и исполнение желаний. Атмосфера бала и веселых танцев, волшебство феи-крестной и финальное торжество добра и справедливости только усиливают праздничное настроение и делают этот балет идеальным выбором в преддверии торжеств.
Музыку для балета «Золушка» создал Сергей Прокофьев: он работал над ней с 1940 по 1944 годы. Композитор развивал здесь сказочные театральные традиции, но также хотел добавить в спектакль реальную жизнь. Он стремился показать «живое лицо с человеческими переживаниями».
Премьерный показ балета прошел в 1945 году в московском Большом театре. Первой исполнительницей роли Золушки стала Ольга Лепешинская, а позже — легендарная Галина Уланова. Музыку из балета часто исполняют без хореографии, как симфоническое произведение. А сам Прокофьев на ее основе создал несколько сочинений для оркестра и отдельных инструментов.
В праздничное время театры радуют нас отличными постановками на любой вкус. Окунуться в красочный мир маскарада или понаблюдать за трогательными романтическими историями — решать вам. За новогодним настроением приглашаем в столичные театры, например Большой или Мариинский. Банк ВТБ выступает их многолетним партнером и поддерживает яркие культурные события.