Суд публики и разные пути славы: в Шереметевском дворце открывается выставка, посвященная судьбам великих русских актрис

21.11.2023

0
13 ноября в Санкт-Петербурге стартовал 14-й сезон фестиваля «Дягилев. P. S.». Он посвящен наследию импресарио — организатора «Русских сезонов», утвердивших мировую славу отечественного искусства. Кульминацией фестиваля станет выставка «Суд Париса. Рождение богини». Проект организован Музеем театрального и музыкального искусства и посвящен великим русским актрисам, которые стали объектом поклонения публики и источником вдохновения для творцов. Спонсором проекта выступил банк ВТБ.
Афиша выставки «Суд Париса. Рождение богини» © Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства
Исторические рамки выставки охватывают период от прекрасной эпохи рубежа 19–20 веков до середины 20 столетия. Название экспозиции дала картина на сюжет древнегреческого мифа «Суд Париса» немецкого художника 18 века Антона Рафаэля Менгса из коллекции Государственного Эрмитажа. Три олимпийские богини — Афродита, Гера и Афина — предстают перед судом троянского царевича Париса. Они олицетворяют различные стороны вечной женственности: любовь, мудрость, заботу.
Антон Рафаэль Менгс. «Суд Париса», 1750-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Сорок героинь выставки — балерины, певицы, актрисы — отражают женские архетипы, воплощенные богинями. Именно всепобеждающая женственность составляла неотъемлемую часть их таланта и давала внутреннюю свободу. В 1922 году журнал «Театр и музыка» писал: «Театр первый не только сделал женщину свободной, но и вознес ее на гребень славы». В контексте судеб талантливых актрис Парис — это суд творцов, суд власти и суд публики. Именно публика во все времена решала, какой женский образ выбрать в качестве идеала, порой даже превращала его в идол.
Константин Маковский. «Портрет Марии Петипа», 1900-е годы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства © Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства
Выставка состоит из четырех разделов. Зал «Мои богини!» создает образ фантазийного Олимпа, где обитают идолы сценического искусства. Среди них балерины Мария Петипа, Айседора Дункан, Галина Уланова, певицы Полина Виардо, Лина Кавальери, Мария Кузнецова-Бенуа, актрисы Вера Комиссаржевская, Любовь Орлова, Марина Ладынина.
Николай Кузнецов. «Портрет Марии Николаевны Кузнецовой — дочки художника» (фрагмент), 1901 год, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства © Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства
Следующие разделы экспозиции исследуют три пути, ведущие на вершину славы. Зал «Путь на Олимп» посвящен звездам императорской сцены Вере Комиссаржевской и Марии Савиной. Они совершали восхождение на театральный Олимп самостоятельно, без протекции «своего» режиссера. Главной опорой для них была публика. Мария Савина находила отклик у консервативного зрителя, а Вера Комиссаржевская — у более передового.
Константин Маковский (приписывается). «Актриса Мария Гавриловна Савина», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства © Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства
Героинями зала «Путь на Голгофу» стали звезды экспериментального театра 1920–1930 годов Алиса Коонен и Зинаида Райх. Их успех стал возможным не только благодаря таланту, но и благодаря поддержке «своих» режиссеров. Союз Коонен — Таиров стал основой для создания Камерного театра, а тандем Райх — Мейерхольд сформировал свой Государственный театр, названный именем режиссера. Однако для обеих актрис Олимп обернулся Голгофой: Алису Коонен постигла смерть в одиночестве, а Зинаиду Райх — мученическая: она была убита неизвестными.
Четвертый зал под названием «Светлый путь» посвящен кинозвездам сталинской эпохи Любови Орловой и Марине Ладыниной. Обе они также имели поддержку мужей-режиссеров — Григория Александрова и Ивана Пырьева. На Олимп актрисы были вознесены по желанию Иосифа Сталина, а их «светлый путь» своим блеском долго ослеплял восторженную публику.
Александр Головин. «Женский портрет (незаконченный)», 1910–1911 годы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства © Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства
В экспозиции представлены портреты из собраний Музея театрального и музыкального искусства, Русского музея, Третьяковской галереи, Театрального музея имени А. А. Бахрушина, Эрмитажа, Музея Академии художеств, а также работы из частных коллекций. Посетителей ждут открытия: некоторые произведения экспонируются впервые.
Выставка откроется 24 ноября и продлится до 21 апреля 2024 года.
В рамках фестиваля «Дягилев. P. S.» также покажут документальный фильм «Донна Таня. Сто лет счастья», снятый режиссером Татьяной Сорокиной по инициативе писателя Майи Кучерской. Он посвящен 100-летию балерины и педагога-хореографа Татьяны Лесковой — правнучки знаменитого писателя, автора «Левши». Она основала в Рио-де-Жанейро балетную школу в русской классической традиции и является последней из артистов «Русских балетов», кто лично знал Сергея Дягилева. Премьера состоится 18 ноября на площадке Angleterre Cinema Lounge в Санкт-Петербурге. Фильм создан при поддержке банка ВТБ.