Человек, который изменил все: как Островский повлиял на русский театр

24.04.2023

0
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, которого называют создателем русского национального театра. Посмотрим, что изменилось на русской сцене с появлением на ней персонажей Островского.
Портрет драматурга Александра Николаевича Островского, около 1870 года © Public Domain

Русский театр до Островского: что с ним было не так?

Первые пьесы Островского появились в середине 19 века. К этому времени история русского театра насчитывала без малого два столетия. Она началась в 1672 году, когда по указу царя Алексея Михайловича в усадьбе Преображенское под Москвой построили Комедийную хоромину — так назвали придворный театр. В 18 веке случился бум частных театров, где играли крепостные актеры. За ним последовала эпоха императорских театров, которые были на попечении у государства.
Островский — не первый большой драматург в России. Но чтобы перечислить шедевры его предшественников, хватит пальцев одной руки: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Маленькие трагедии» Пушкина. Своего материала было мало, поэтому играли в основном переводные пьесы. Часто это была драматургия невысокого качества, рассчитанная исключительно на развлечение публики.
Островский захотел доказать собственным примером, что спектакли могут говорить о таких же серьезных, важных и злободневных вопросах, какие поднимаются в прозе или в публицистике. И сделал это, сочинив более 50 пьес.

Откуда взялся такой самородок?

Борис Кустодиев. «Встреча. Эскиз декорации к пьесе А. Н. Островского „Не было ни гроша, да вдруг алтын“», 1917 год, Нижнетагильский музей изобразительных искусств © Public Domain
Увлечение литературой не позволило Островскому закончить юридический факультет Московского университета, но и без диплома его образование можно назвать блестящим. Он знал семь языков, переводил Сервантеса, Гольдони, Шекспира — уже одно это выводило репертуар русских театров на новый уровень.
В то же время обстоятельства складывались так, что современная жизнь, яркие характеры, подлинные житейские ситуации все время оказывались на глазах у Островского. Он вырос в Замоскворечье, купеческом районе Москвы. Его отец вел частную адвокатскую практику, так что реальные сцены с участием дельцов и банкротов, которым нужно проконсультироваться о том, как бы половчее провернуть свои дела, разыгрывались прямо дома у Островских. Бросив университет, будущий драматург немного поработал канцеляристом в судах — а там сплошь семейные имущественные споры, только успевай записывать сюжеты и сочные «любезности», которыми обмениваются истцы и ответчики. Похоже, Островский не прекращал свои творческие наблюдения за натурой никогда. Поэт Николай Берг вспоминал, как по дороге на похороны Гоголя попутчица Островского стала вспоминать детство и родной город. Драматург «все это слушал, слушал вещим, поэтическим ухом», а потом вставил ее слова в монолог Катерины из «Грозы».
Борис Кустодиев. «Катерина. Эскиз костюма к пьесе А. Н. Островского „Гроза“», 1920 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Островского называли Колумбом Замоскворечья — за то, что вывел на сцену московских купцов, показал их быт и нравы. Однако действие его пьес разворачивается не только в Москве, но и в вымышленных городах на Волге: Катерина из «Грозы» воюет с Кабанихой в провинциальном Калинове, а Лариса Огудалова из «Бесприданницы» — в Бряхимове. Волгу и окрестности Островский знал тоже не понаслышке: он путешествовал по главной русской реке и много времени проводил в своей усадьбе Щелыково недалеко от Кинешмы.

Чем Островский заслужил почетное место в школьной программе и наших сердцах?

Борис Кустодиев. «Эскиз декорации к пьесе А. Н. Островского „Гроза“», 1918 год, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва © Public Domain
Первое и главное: Островский стал писать пьесы, которые были одинаково интересны и доступны и столичному дворянину, и провинциальному рабочему. Понятный сюжет, современные герои и проблемы, живая речь — это увлекало всех. Если искать аналогии из нашего времени, то это похоже на фильмы или сериалы, которые с одинаковым восторгом смотрят и в столицах, и в провинциях.
Островский, как и его предшественники, прежде всего развлекал зрителя: в кратком пересказе его пьесы нередко выглядят, как заметки из газетной рубрики «Криминальные происшествия». Но при этом он надеялся обратить внимание пришедших в театр на пороки современного человека, вызвать осуждение в адрес бесчестных персонажей и сочувствие к добродетельным. Островский прямо в своих пьесах заявляет о том, что театр способен влиять на мысли и нравы, менять человека к лучшему. Например, в пьесе «Бедность не порок» счастливую развязку сюжета обеспечивает Любим Торцов. Он оказывается очень убедительным в нужный момент, потому что «все трагедию ходил смотреть» и не захотел допустить трагедии в собственной семье. Островский не боится быть морализатором и часто в качестве названий для своих сочинений выбирает поучительные пословицы: «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Не все коту масленица», «Правда — хорошо, а счастье лучше». Островский не ограничивался только созданием текстов для сцены. Его заботило развитие театра в целом. Он приходил на репетиции в Малый театр, для которого создавал свои произведения, и помогал актерам работать над ролями: просил поменьше пафоса и аффектации, побольше естественности. Для начала сам читал новую пьесу — и вышедшие из-под его пера персонажи сразу оживали.

А что после Островского?

Борис Кустодиев. «У входа в парк усадьбы Купавиной. Эскиз декорации к пьесе А. Н. Островского „Волки и овцы“», 1915 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
За прошедшие полтора века театр прошел еще через множество революций, открытий, экспериментов. Но пьесы Островского по-прежнему играют, и не только в юбилейный год. Многие современные авторы и постановщики могут назвать себя последователями Островского. Это все те, кто работает в русле национального реалистического театра. Кто в поисках вдохновения, сюжетов и характеров просто внимательно осматривается по сторонам. Среди тех, кто пошел по следам Островского, и Антон Чехов. И дело не только в общем методе, но и в прямых перекличках: например, «Лес» Островского повлиял на сюжет и композицию чеховского «Вишневого сада». Лучший способ убедиться в том, что Островский по-прежнему интересен и актуален, — прочитать одну из его пьес. Например, «Пучину». О ней Чехов однажды отозвался так: «Пьеса удивительная. Последний акт — это нечто такое, чего бы я и за миллион не написал. Этот акт целая пьеса и, когда я буду иметь свой театр, то буду ставить только этот один акт».
На выставке «Площадь Островского» © Пресс-служба Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
Если хотите узнать больше о жизни и творчестве Александра Островского, не упустите возможность заглянуть в Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. До 30 июля там работает выставка «Площадь Островского». На ней представлены личные вещи драматурга, костюмы и эскизы декораций, над которыми работали такие известные художники, как Кустодиев, Коровин, Рерих, Головин. Экспозиция и подготовленная к выставке образовательная программа также позволяют побывать в купеческом доме и узнать, какие блюда были на столе у героев Островского. Выставочный проект реализован при поддержке банка ВТБ, который является генеральным спонсором музея. Также приглашаем посмотреть запись лекции «Как Островский создал русский национальный театр», которая дополнит представления о театральном новаторстве Александра Николаевича.